НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сакмарского районного суда (Оренбургская область) от 17.06.2022 № 2[1]А-386/2022

56RS0038-01-2022-000401-40

№ 2(1)а-386/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Рафиковой В.А., при секретаре Такеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Амантаеву Сагнбаю Нурбигеновичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> (далее – Инспекция) обратилась в суд с иском к ответчику Амантаеву С.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени, указав, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем, у него возникла обязанность по уплате в отношении нее налога на имущество физических лиц. Инспекцией к уплате был исчислен налог на имущество физических лиц в размере 19 рублей. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц. Поскольку задолженность по уплате налога погашена не была, Инспекцией были выставлены требования в адрес налогоплательщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в установленный законом срок налоги ответчиком не уплачены, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ Инспекцией произведено начисление пени по налогу на имущество физических лиц – 0 рублей 95 копеек. ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась в адрес мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налогов и пени, по результатам рассмотрения которого, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления в связи с пропуском срока. Просит суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением в отношении Амантаева С.Н. о взыскании налогов и пени и взыскать с Амантаева С.Н. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 19 рублей, пеню в размере 0 рублей 95 копеек.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России по <адрес>, административный ответчик Амантаев С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном суду заявлении, представитель административного истца просит о рассмотрении в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер, связанной с их взиманием, деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Пунктом 1 статьи 399 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Амантаев С.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем, у него возникла обязанность по уплате в отношении нее налога на имущество физических лиц.

Инспекцией к уплате был исчислен налог на имущество физических лиц в размере 19 рублей.

В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц.

Поскольку задолженность по уплате налога погашена не была, Инспекцией были выставлены требования в адрес налогоплательщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что в установленный законом срок налоги ответчиком не уплачены, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ Инспекцией произведено начисление пени по налогу на имущество физических лиц – 0 рублей 95 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Амантаева С.Н. недоимки по налогам (сборам).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области вынесено определение об отказе в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа в связи с пропуском установленного ст.48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока.

Разрешая заявленные требования административного истца о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, в самом раннем требовании об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования указан до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно заявление о выдаче судебного приказа может быть подано в течение 6 месяцев со дня истечения трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ), то есть, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате налога и пени Инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока.

Определение об отказе в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа в связи с пропуском срока вынесено мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Сакмарского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Сакмарский районный суд <адрес> было направлено административное исковое заявление, в котором содержится требование о восстановлении срока на обращение в суд.

В качестве основания для восстановления пропущенного срока, административный истец ссылается положения статьи 95 КАС РФ, которой предусмотрено восстановление пропущенного срока по уважительной причине, а также на то, что утрата возможности взыскания образовавшейся задолженности повлечет нарушение баланса интересов субъектов правового государства.

Вместе с тем, Межрайонная ИФНС России по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, оснований для признания причин пропуска процессуального срока не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России по <адрес> в удовлетворении заявленных требований о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления и взыскании земельного налога и пени.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Амантаеву Сагнбаю Нурбигеновичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 30 июня 2022 года.